Вознесенский собор

Как и кто основал город пока все еще историки спорят, но основатели сразу предали городу трехчастность, как бы тем самым нарекая ему историческую необходимость быть распространителем православия. Как часто говорят у нас в народе: «Бог любит Троицу!». Так и Звенигород был заложен как бы их трех частей: древнего кремля и двух посадов – Верхнего и Нижнего.

Именно в Нижнем посаде и была в свое время заложена церковь Вознесенья, которая впоследствии стала, как – бы завершающим городским акцентов на левой стороне Москвы – реки. Впоследствии церковь Вознесенья в Нижнем посаде становится одном из основных храмов города и существует на протяжении почти ста сорока лет.

Середина XVII века аудиенцией русского царского дома становится Саввин Сторожевский монастырь, что положительно сказывается на развитие и становление храма Вознесенья. Это очень способствовала и дорога, ведь следуя в монастырь невозможно было проехать минуя храм. Со временем Вознесенскому храму переходит роль главного собора города.

В 1781 году Звенигород становится уездным городом. Город разбивается на кварталы и начинается новый этап развития города, а соответственно и Вознесенского храма, который становится центральный акцентов одного из кварталов, бывшей Нижней слободы. В то время церковь, можно сказать, представляла собой классическую церковь. Вытянутая в объеме, она состояла их храмовой части, алтаря, трапезной с двумя приделами. Кроме того были паперть и колокольня. Церковь возводилась значительное время или как теперь сказали бы строители в несколько этапов. Самыми старыми были сам храм и алтарь. Храм постепенно развивался с развитием города.

В царской России была широко развита благотворительность, особенно большой толчок она получила после реформ Александра II. Это стало еще одним этапом развития Вознесенского храма, в том числе и церковно – приходской школы при храме.

Школа не могла претендовать на высокие звания – это была одноклассная школа. Однако несмотря на это школа была обеспеченной. Была обставлена мебелью, имела собственную библиотеку. Основу фондов библиотеки конечно же составляли книги религиозно – нравственного содержания. Заканчивая школу, слушателям выдавали красочно оформленные свидетельства. Часто в Звенигородский уезд наведывалось и московское духовное начальство, в том числе и митрополиты и епископы. Обычно в свой приезд они несли службу именно в Возенесенском храме. Интересен один факт, когда в августе 1914 года было объявлено о начале войны, несший в храме Вознесенья службу епископ Можайский Дмитрий призвал всех горожан «на защиту веры , царя и отечества».

Но, разорением храма стали не наполеоновские войска бывшие в Звенигороде и не последствия Первой мировой войны, а мировой гегемон – пролетариат. Сам собственными руками порушивший вековую, духовную память своего собственного народа.

После ноябрьской революции семнадцатого года прошлого столетия начался упад храма. Вначале были изъяты,как впрочем и из прочих церквей, ценности. Впоследствии в здании церкви был размещен пункт принятия зерна, а перед самым началом войны было принято решение о разборке церкви и использовании кирпича в городском строительстве. Перед самой войной в мая 1941 года церковь была полностью разобрана.

Как не странно, но храмовный холм все время не застраивался. Даже в период развитого застоя и провозглашения программы государства, что со временем каждому гражданину будет предоставлена отдельная благоустроенная квартира, холм остался не застроенным.

И несмотря на то, что сам люд разрушил свое историческое достояние и попрал вековые духовные традиции, этот же люд в начале пятого года этого столетия начал восстановление храма. В настоящее время перед нами предстает восстановленный Вознесенский собор. Восстановленная копия собора почти полностью повторяет «классический» стиль разобранного старого собора.